В любой культуре и цивилизации: всему своё место и время. Есть время разбрасывать камни, и есть время разбрасывать камни прицельно.
Мы живём в невидимом социальном доме, построенном из традиций, условностей, привычек. Нас объединяет не только язык, национальность или общее пространство, но и те сказки, которые нам читали в детстве, та музыка, которую мы слушали в юности, наша школьная программа, студенческий сленг – тысячи мелочей, которые ты в обыденной жизни не замечаешь. Общая история, общее к ней отношение – общая судьба.
Никто в здравом рассудке не станет жаловаться, что стены его собственной квартиры как-то ограничивают его же свободу. Наоборот, стены защищают. Наш дом – наша крепость.
А наша культура – наша цитадель.
Сотнями писаных и неписаных правил она защищает нас от нашей же собственной дикости. Но всегда, когда мы говорим слово «культура», надо бы на самом деле хвататься за пистолет. Или за какое другое оружие. Потому что всегда при этом подразумевается некая граница, которую стоит защищать. Вот тут – «культура», а вот тут – уже «бескультурье». Там чужие земли, там неприятно пахнет смертью. Стой, кто идёт?!
Но что сегодня делают наши, так сказать, пограничники от культуры? Они подписывают пространное письмо в защиту группы Pussy Riot. А что? Всё в лучших русских традициях. Милость к падшим, чувства добрые. Это хорошо, это правильно. Это вот и мировое сообщество поддерживает. Гуманизм же. Да и Нагорную проповедь почитайте, там всё сказано.
Судить, конечно же, панк-феминисток не стоило, но пора бы уже сказать, что это неприемлемо, что это никакой не политический протест и не художественная акция, а – дрянь и мерзость. В глазах любого – верующий он или атеист.
В интернете мегабайтами выкладываются тексты, в которых нам подробно объясняют, почему девушки замечательные и поступок их в высшей степени похвальный. И тут ты осознаешь, что ответить на это вообще нечего. Нет слов. Ведь сама культура и строится на том, что многие вещи объяснять не надо, они с детства должны быть привиты. Если взрослые люди интуитивно не чувствуют границ, за которыми начинается мерзость запустения, то сделать уже ничего нельзя. Ещё хуже, если чувствуют, но закрывают на них глаза, потому что теперь наступил век мерзости, а жить как-то надо.
В любом случае, следует сказать прямо: мы в зоне катастрофы.
Так просто назад это не откатить, мы ж забыли сохраниться на предыдущем уровне.
Представьте, что вы пришли в любимый ресторан, сделали заказ. И вдруг милый юноша за соседним столиком берёт и смачно сморкается в скатерть. А потом спокойно продолжает пить свой американо. Вы в шоке оглядываетесь по сторонам, но никому и дела нет. Каждый занят своим. Тот господин шумно пускает ветры, этот – мастурбирует, зевая. Та девушка задумчиво ковыряет в носу, а вон та с чавканьем жрёт персики. Вокруг ходят, улыбаясь, официанты и то и дело плюют в заказы, которые разносят. Вы мучительно хотите проснуться. Вы надеетесь, что сейчас выскочит бодрая дива с криком: «Улыбнитесь, вы в скрытой камере!». Но дивы нет, и вы не просыпаетесь. А окружающие уже начинают коситься на вас – вы как-то странно себя ведёте. Вилку с ножом зачем-то попросили. Не пораните ли вы кого?..
Все это напоминает начало 20-ого века, когда восторженная общественность рыдала в судах над свободолюбивыми бомбистами-террористами, а потом, когда к власти они, наконец, дорвались, и общественность получила то, за что боролась, ей это сильно не понравилось. Все потом строчили в мемуарчиках, как страшно за хлебушком выйти было. Так в то время у «борцов» смелости хватало покушаться на жизни, а тут какая-то жизнь насекомых, пошлость и дурость несусветная.
Когда вы увидите кучу дерьма в подъезде своего дома по теории «разбитых окон», не надо вспоминать цитаты Булгакова про разруху в головах, она, прежде всего, у вас в головах, и нечего на «быдло» кивать, вы это дерьмо возвели в ранг молебна, искусства и борьбы с системой… Как раз таки простому «быдлу» такой «утонченный» изврат в голову не придет. Вы это дерьмо оправдали и дали ему зеленый свет. А когда последователи швондеров будут гадить у вас на головах, открывая двери с ноги, то уж будьте так любезны подвинуться на полсандалика и предоставить свободу самовыражения жаждущим. Будьте последовательны в своих воззваниях и убеждениях хоть раз за всю историю либерализма.
Ну и последнее – вне религии и вне политики.
Есть определенные вещи в культурном коде цивилизованного человека, которые понятны и условлены без слов, иначе общество не будет жизнеспособно.
Де-факто мы уже находимся в границах этого мира, который до сих пор многим кажется абсурдным. Но это уже случилось, это прямо здесь. Больше нет гипербол и преувеличений.
Ольга Туханина
«За железным занавесом все мое печатают без разрешения. В России все мои книги украдены и издаются огромными тиражами», — говорил Эрих Мария Ремарк.