ВОЗМОЖНОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Николай Карабинович. Одесса 2008 г
Николай Карабинович. Одесса 2008 г

Об авторе:

Николай Карабинович – украинский медиа художник, философ, дизайнер, музыкант и автор инсталляций. 
Родился в Одессе, в 1988 году.
Закончил Одесский национальный университет им. И.И. Мечникова, факультет философии.

Номинант Шорт-лист Премии PinchukArtCentre 2015.

– Инет говорит, что ты – “медиа художник, философ, дизайнер” и т.д. Скажи мне, пожалуйста, что тебя привело в искусство? Это было влияние среды, в которой ты рос, или твой самостоятельный выбор? Пиши, что придет в голову, особенно не думай, плиз)

Ок. Я не очень люблю это слово – «искусство». Искусство это некая возможность обозначения себя в пространстве, мелок для очерчивания круга, в котором стоишь.

Оно само как то привело. Я потянул за ниточку, и она привела к клубку.

Если говорить конкретно, то, возможно, хотя это как-то травматично выходит, искусство – это возможность взаимодействия с другим, параллельным миром. Путь в искусство лежал через музыку. Слушал музыку, открывал для себя новые миры, а потом уже появилась визуальная часть, так как музыки начало не хватать.

Николай Карабинович. Из серии "Наболевшее"

Николай Карабинович. Из серии “Наболевшее”

А какое слово ты бы использовал вместо этого? Ну, если не искусство, то тогда что? Арт?

Искусство слишком пафосное слово, с легким ароматом нафталина. Арт, это еще хуже, такой сурогат из 90-х.

– Значит, нужно придумать другое слово.

Я предпочитаю «художественная деятельность».

– Тоже хорошо. На каких инструментах ты играешь, если не секрет?..

Тихими зимними вечерами поигрываю на пианино, но делаю это до невозможности плохо. С музыкой я связан «диджейством».

– О, класс) И сам сочиняешь, я так понимаю?

Нет, все сочинительство и музыкальные эксперименты остались в далеком прошлом. Я сделал несколько альбомов на стыке нойза, брейкора и даб техно. На этом и остановился.

Николай Карабинович, галерея "Норма" Одесса, 2009

Николай Карабинович, галерея “Норма” Одесса, 2009

– А что для тебя философия? Почему ты решил поступить именно на философский факультет?..

Философский факультет – это место, в котором можно читать книги и числиться студентом. Ну, я так полагал, когда поступил. Когда столкнулся напрямую, оказалось, что “..ц”. Так вот, система образования в гуманитарных вузах абсолютна ужасна, за 5 лет всего несколько толковых преподавателей.

– Поверь мне, в мое время учения была тот же капец с преподами, поэтому я ушла из универа.

Мне было как-то лень уходить. Тем более, уже был опыт с политехом, из которого я и ушел на философский факультет.

– А что ты в политехе делал?.. В смысле, на кого учился?

В политехе я выбрал автоматизацию электронно вычислительных процессов, энергетический факультет. Веселый факультет.

Николай Карабинович. Песни южных славян. Караоке. Одесская биеннале 2015

Николай Карабинович. Песни южных славян. Караоке. Одесская биеннале 2015

– Тот же инет говорит, что ты занимаешься исследованием тем на стыке между искусством, философией и новыми медиа. Что дало тебе изучение философии?.. И что есть «новые медиа» в твоем понимании?..

Новые медиа, а точнее поиск новых медиа формы коммуникации между людьми, можно даже сказать, что между людьми и технологиями. Изучение философии это тоже немного пафосно, я так, читал книжечки разные. Вот новые медиа – это очень интересно.

– Ну, книжечки разные все читали) Забудь про пафос – это вещь сугубо субъективная. Я к чему веду?.. Какого рода исследованиями ты занимаешься, что ты хочешь понять, занимаясь творческой деятельностью?

Я бы разделил тут эти два понятия. Исследование – это некая инициации к творческому акту. Хотя это можно и переставлять. Механизм таков, что сначала происходит осмысление, а уже затем творческий акт. Я бы переформулировал вопрос, а что я хочу сказать как художник? Думаю, это будет точнее. Я хочу показать некие взаимосвязи, обратить внимание на детали. Открыть дверцу и показать, что там. Такая себе персональная экскурсия в определенную тему.

12417819_923290441041218_2680060896915336648_n

Николай Карабинович. Галерея “Норма”, Одесса 2009

– Что для тебя «пределы в искусстве»? Существуют ли они? Многие люди на почве религиозной или иной нетерпимости некое искусство не воспринимают… И вот этот персональный экскурс, о котором ты говоришь, он только для тебя или ты хочешь научить чему-то людей? Восприятию красоты, например? Или что-то еще?

 Вот это всё на стыке новых медиа и философии – это про прощупывание границ. Про их обозначение и расширение. Ничего себе все людям.

Моя персональная экскурсия, конечно же, для зрителя. Но кто он, есть ли вообще он, это уже другой вопрос. Тут дверца захлопывается в темной комнате. У всего есть свой предел, все полито субъективностью. Поэтому лучший вариант  расширять границы своего восприятия.

– То есть, ты считаешь, что в творческой реализации есть чёткие границы? Или эти границы ставит социум со своей моделью видения мира?

Как правило, люди, которые на религиозной или другой почве не воспринимают определенное искусство, несут этот крест не только на искусство, оно в данном  случае является просто атрибутом, который не встроен в их порядок вещей

Границы чем расширяешь?) Алкоголь, наркотики, женщины? Или ты нашел какой-то иной путь?..

Ну, этим набором можно расширить разве что границы пятничного вечера. Нет, границы очень банальны только смерть. Все остальное безграничное поле.

Наиболее верный метод образование, самообразование. Заграница нам поможет)

– Что-то мало, только по пятницам, да еще и в шабат)

Николай Карабинович. Песни Южных славаян. Пинчук Арт центр. 2015

Николай Карабинович. Песни Южных славаян. Пинчук Арт центр. 2015. Фотографії надані PinchukArtCentre © 2015. Фотограф: Сергій Іллін.

–Есть ли в Одессе, Украине зритель? Какой он в твоем представлении должен быть?..

Зритель – это каждый. Поэтому, исходя из этой логики, он есть даже в Белой Церкви.

Другое дело, насколько интересен мне это зритель. Конечно, проблема центра и перефирии, никуда не делась. Чтобы расширить (какой то слишком наркоманский глагол в данном контексте), скорее даже, сдвинуть границы, их нужно внятно артикулировать.

– Ты даже с такой позиции смотришь? А какой зритель тебе интересен?

Мне интересен хотя бы немного подготовленный зритель, который считывает хотя бы некоторые слои моей работы. Возможно, я ищу зрителя похожего на себя. Ну, а с другой стороны, нет ничего интереснее, чем работать с совершенно «другим» зрителем.

– Как ты считаешь, то, чем ты занимаешься – это важно? Не посещают ли тебя мысли о бесполезности происходящего?..

Я могу тешить себя, что то, чем я занимаюсь, это важно, но это уже слишком риторический вопрос. Все тлен, давно всем известно. Занятия искусством – это как раз возможность преодолеть этот тлен. Или скорее попытка, а не возможность.

– Можешь вспомнить, какие из своих проектов ты считаешь самыми значимыми, что ли? Или просто интересными? И, как ты думаешь, на сегодняшний день, социальное искусство развито в достаточной мере? Что такое вообще социальное искусство?..

Как всегда, лучший проект впереди. Ну, по крайне мере, если не впереди, то сейчас, а сейчас это «Песни южных славян», которые в Пинчуке. Если слегка развернуться и посмотреть назад, то это, пожалуй, первый наиболее масштабная и хорошо артикулированная работа, до этого это все было совсем ученические работы, а это нормальный дебют, скажем так.

Еще я бы хотел отметить работу на Одесской биеннале, и вообще биеннале в целом.

Николай Карабинович. Песни Южных славаян. Пинчук Арт центр. 2015

Николай Карабинович. Песни Южных славаян. Пинчук Арт центр. 2015. Фотографії надані PinchukArtCentre © 2015. Фотограф: Сергій Іллін.

Гуманистические идеи и прогресс – это, пожалуй, лучшее, что может внести искусство.

Здесь не обойтись без общих фраз о том что мир очень изменчив, и искусство должно реагировать на все эти вызовы, и вот социальное искусство это такая отрыжка на эти вызовы.

Вообще, на самом деле, спасибо тебе большое)

– Благодарю). Меня, бывает, часто посещают мысли, что то, что я делаю, не особо нужно кому-то. Депрессион потом накатывает, нестерпимый.

Деприссион явно лишнее, эта работа важная и нужная, главное терпение, никогда не знаешь, как, что и где аукнется. Вот я, например, был очень рад, найдя как то сайт http://kiev.guelman.ru/rus/odessa/. В 2006 году это был клад для меня. Его еще в нулевых сделали. Всем все равно, а те, кто надо, кайфуют.

А насчет прошлых проектов… Был такой. Неведомая ..ня в галерее «Норма».

Как-то так вышло, в декабре 2008 года, благодаря отзывчивости и попечительству Igor Gusev, я с напарником завладел на короткий срок лучшей на тот момент галереей в городе. Уже тогда я понимал, что самый адекватной формой коммуницирования с местной арт средой является бойкот, поэтому о том, что будет происходить выставка никто не знал.
Как материализовать невозможность? Как не множить …ню?..
На осмысление того, что произошло тогда в «Норме», мне понадобилось 8 лет.

Восемь лет – это много. Перевернем восьмерку, что мы имеем? Верно, бесконечность. Бесконечная, неведомая …ня.
Невозможность начала выставочной деятельности, в южном портовом городе, было решено зафиксировать в виде флайера к вечеринке, которая была на тот момент единственной актуальной формой художественной активности в Одессе. Также экспозиция была дополнена рядом реди мейд объектов, исчезнувших после окончания выставки. Табличка в духе Пиросмани «Если вас постигло горе». Пространство галереи было обклеено небольшими иконками. Также в рамках выставки был совершен ряд перфомансов и один круглый стол, посвященный проблемам гендера. Сейчас, вспоминая то, что происходило в «Норме», я понимаю, что это была всего лишь ироничная ухмылка.

Николай Карабинович. Гелерея "Норма", Одесса 2009

Николай Карабинович. Гелерея “Норма”, Одесса 2009

Беседу вела Анна Литман

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *