РОЖДАЮЩАЯ ФОРМУ

Нила Добрянская

В истории существуют множество забытых имен, людей, деяний. Одно из таких имён – скульптор Нила Добрянская, рассказом о которой мы открываем серию статей, посвященных ваятелям Одессы. В отличие от многочисленных публикациях о живописцах и графиках, о скульпторах информации очень мало. Мы решили восполнить этот пробел в истории нашего города и рассказать о тех, кто её творил.

Нила Борисовна Добрянская (22.08.1946) – одесский скульптор. 

Закончила скульптурный факультет Художественного училища им. Грекова.

Добрянская Н., "Сон Н", h-30 см., гипс, 70-е гг.

Добрянская Н., “Сон Н”, h-30 см., гипс, 70-е гг.

 Сергей Папроцкий, художник, первый муж

 В 1973 году я преподавал в Доме Пионеров Жовтневого района. Там же организовали кружок лепки. Сначала его вел я, потом – Нила Добрянская. Она была на девять лет меня старше. В то время в Одессе не было женщин-скульпторов, и она была достаточно интересной личностью.

Кружок по лепке Добрянская вела недолго. Ей дали заказ из Худфонда – сделать рельеф «Родины-Матери», и она получила возможность работать в спортклубе. Дали помещение, я помог завести глину, шамот (она очень много из него лепила).

Поскольку Нила была старше и образованнее в плане культуры, она многое мне дала, как художнику. Собственно, это она мне открыла так называемое современное искусство. Благодаря ей я познакомился с творчеством таких великих художников, как Фернан Леже, Ле Корбюзье, Жорж Брак, таких скульпторов, как Кавалеридзе, Лембрук. Был такой японский, странствующий монах Энку, который лепил тысячу Будд. Она очень любила и его творчество.

В то время я еще был «зашоренным» студентом, и благодаря Ниле многому научился. Она меня познакомила с Олегом Соколовым, Валиком Хрущом. Я не могу сказать, что дружил с Хрущом. Несколько раз бывал у него дома. На полу у него лежал матрас, он слушал Френка Заппу, и пил зеленый чай.

 Когда мы были вместе, Добрянская активно работала с 1974 по 1978 годы. В основном, это были небольшие работы, размер мастерской не позволял работать иначе. Это был подвал с высотой потолков в два метра. Я смастерил ей деревянный каркас от пола до потолка, на котором она делала заказы, рельефы, в основном.

Добрянская Н., "Под яблоней", h-25 см., шлитер, 70-е гг.

Добрянская Н., “Под яблоней”, h-25 см., шлитер, 70-е гг.

Она очень любила лепить женщин. Сначала это были реалистичные работы, потом она ушла больше в конструктивизм.

У нее была прекрасная зрительная память. Просматривая журналы или книги, она вбирала в себя максимум информации, насколько это было возможно. На тот момент в Одессе не было женщин-скульпторов, и Нила Добрянская была достаточно интересной личностью.

Добрянская могла в течении дня работать, как заведенная. Никогда не халтурила, пахала, как лошадь. В этом отношении всегда была максимально честна перед самой собой.

В то время скульптора жили, в основном, за счет худфондовских заказов. Заказы поступали в фонд из колхозов, заводов, предприятий. Когда Нила брала какую-то работу, она делали к ней десятки, а иногда и под сотню всяких зарисовок, идей, эскизов, набросков. Она любила брать деревянную палочку, затачивать, и, что под руку попадало – чернила, тушь – тем и пользовалась. Не принимала перья.

Где-то в году 1975-76-ом, Станислав Божий (который в то время был при правлении зам. по молодежи при Союзе художников) организовал групповую выставку скульпторов и живописцев. Там участвовали Оля Токарева, Валя Захарченко, Нила Добрянская, Саша Токарев, Боря Румянцев и др.

Добрянская Н., "Ева", 50х40 см.,пласт., гипс, 70-е гг

Добрянская Н., “Ева”, 50х40 см.,пласт., гипс, 70-е гг

Нила дала мне многое в плане культурной информации. Мы ходили в Горьковку, общались с людьми, она немножко диссидентствовала, давала мне самиздатовские, крамольные журналы, издания о том, что творил Ленин, Сталин, Троцкий и т.д.

Нила абсолютно не умела обращаться с деньгами. Я не говорю, что это был недостаток, скорее, это было такое качество. Я думаю, это от того, что у нее не было нормального контакта с родителями. У нее папа – бывший военный, коммунист, а мама, по-моему, была все время в разъездах.

Она, например, могла заработать и отдать все деньги какому-то идиоту на борьбу с советской властью. Потому что считала, что коммунисты – это зло. Поскольку она не совсем могла контролировать свой бюджет, ей было сложно выживать. Можно сказать, что она была человеком без средств.

Принцип ее жизни был прост. Когда мы познакомились, Нила мне объяснила, что ей все равно, что она может взять мешок, прорезать три дырки и так ходить, главное, чтобы зло было наказуемо. Пока мы были вместе, я это еще как-то пытался контролировать.

Расстались мы до того, как я ушел в армию, году в семьдесят седьмом, восьмом. Потом Борис Румянцев познакомил ее с Годенко, и она вышла за него замуж.

Добрянская Н. "Портрет", h-16см. шлитер, 70-е гг

Добрянская Н. “Портрет”, h-16см. шлитер, 70-е гг

Когда я ушел в армию, оставил ей мастерскую. Мы там полы перестелили, печку поставили. Тогда как раз Славик Божий ей помог, он к ней очень хорошо относился и поддерживал, поскольку она была неординарным человеком.

Когда Добрянская вышла замуж за Годенко, я думал, что они будут друг друга дополнять. Но к восьмидесятым годам она вообще перестала чем-либо заниматься. А могла бы сейчас, как Люда Ястреб, как Маринюк, как Цюпко, быть легендой. Эти работы сделаны в начале семидесятых годов, и тогда был совершенно другой подход к скульптуре. Отчасти благодаря Божию она на молодежных выставках что-то выставляла.

Нила была бескомпромиссным человеком. И при этом, не совсем правильно воспринимала окружающих. Потому что нужно понимать, кто-то – такой, кто-то – сякой, а у нее все было – либо хороший, либо плохой, не существовало других критериев. Поэтому у нее достаточно сложные отношения были с людьми.

С творческим процессом Добрянская закончила где-то к 1980-му году. Где-то в семьдесят восьмом я перестал с ней общаться. Все это было очень давно…

Нила Добрянская

Нила Добрянская

Евгений Годенко, скульптор, второй муж

 Когда родилась Нила Добрянская?.. Она старше меня ровно на пять лет и пять дней. Я родился в 1951, а Нила, соответственно, в 1946 году, 22 августа. Кажется, в Беларуси. По гороскопу она – лев, а я – дева. О ее детстве, увы, ничего не знаю.

Познакомились мы в конце 70-х, начале 80-х годов. Я тогда преподавал в Строительном институте, а она приходила к подруге, тоже преподавателю. Мы познакомились, и стали встречаться. Поженились, прожили какое-то время. Когда родился Глеб, у меня появилась другая девушка, и мы расстались.

Сын у нас появился спустя два года после нашего знакомства. Ему сейчас 36 лет, он закончил Одесский национальный университет, факультет гидробиологии. Сейчас работает в обладминистрации.

Мы с ней успели сделать несколько заказов. Для Одесского Завода Шампанских вин делали рельефы. Я не знаю, сохранились ли они, давно там не был.

Добрянская Н., "Сидящая", h- 35см., шамот, 70-е гг

Добрянская Н., “Сидящая”, h- 35см., шамот, 70-е гг

Существует мнение, что скульптура для женщины достаточно трудная работа, однако Нила была очень сильной и мужественной девушкой. Она любила тяжелую работу.

В Союзе Художников, по-моему, не состояла.

Нила жила искусством, это единственное, что было смыслом. Она занималась не только монументалкой, но и мелочью – мелкой скульптурой.

Я не могу сказать, кто или что ее вдохновляло. Выставки были, но немного. Так же и групповые, где участвовали она, я, Румянцев, из живописцев – Савченко, Сазонов и т.д.

Добрянская Н., "За-столом", h-20 см., шлитер, 70-е гг

Добрянская Н., “За-столом”, h-20 см., шлитер, 70-е гг

Почему Нила ушла в религию?.. Когда мы еще жили вместе, в нашем окружении были верующие молодые люди, типа диссидентов. А ей это было близко. Приходили ко мне в мастерскую и беседовали на религиозные темы, а тогда это было запрещено. Если узнавали, что человек ходит в церковь, мало не казалось. А ее это всегда привлекало, тем более что молодые люди были симпатичные.

В девяностых годах она ушла в мужской монастырь, послушницей. Потом перешла к матушке Серафиме, в женский монастырь. Ну, а сейчас где-то в подмосковном монастыре живет. Еще когда Нила была в мужском монастыре, начала заниматься иконописью. В Подмосковье у них иконописный цех, и она там постоянно работает.

Ее знала вся наша «старая гвардия». Очень многие уже находятся в ином мире. Борис Румянцев, Коля Степанов, Турта… Были такие скульптора.

Добрянская Н., "Юность" h-26 см., гипс, 70-е гг

Добрянская Н., “Юность” h-26 см., гипс, 70-е гг

Добрянская Н., "Свобода", h-40 см., шамот,70-е гг

Добрянская Н., “Свобода”, h-40 см., шамот,70-е гг

Добрянская Н., "Семья", h-30-см., шамот, 70-е гг.

Добрянская Н., “Семья”, h-30-см., шамот, 70-е гг.

 

Материал подготовила Анна Литман

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *