“SAVE US”

«Любое произведение искусства должно соответствовать двум критериям: либо оно отвечает на какой-то вопрос, либо его задает»

Майкл Джира – американский музыкант, писатель, художник

23 апреля сего года в галерее современного искусства Invogue, расположенной в самом центре Одессы на пересечении Екатерининской и Греческой улиц, состоялось открытие выставки художника Юлии Беляевой (г. Киев) под неоднозначным названием-воззванием «SAVE US» (с англ. – «Спаси нас»). Проект «SAVE US» был создан при поддержке Bereznitsky Aesthetics.

17991796_623254051205324_8937397421958490922_n

У любителей музыки в связи с названием выставки при всей вероятности возникнет аналогия с одноимённой композицией Paul McCartney, у других зрителей данного действа, возможно, возникнут иные параллели.

С развитием информационных технологий, в частности, сети Интернет и графических программ, современное искусство сделало огромный шаг в своей реализации, появились всевозможные художники, работающие только с помощью цифровых девайсов. Интернет породил новые, практически безграничные возможности для реализации творческой мысли.

В силу нашей безответственной безграмотности мы зачастую не пользуемся теми средствами, которые даёт та же сеть Интернет, в которой существуют уже и виртуальные эксурсии по музеям мира, не считая всей остальной информации о происходящем в мире культуры и искусства за пределами нашего пгт/города/страны/. Тем удивительней было увидеть выставку, благодаря которой, на мой взгляд, повеяло каким-то непривычным в наших реалиях Лос-Анджелесом. Могу сказать только одно – борьба с нашим невежеством должна начинаться с нас самих (это мой вечный рефрен), а это же так сложно – уйти с таких «занимательных» новостей в соцсети и помониторить, что интересного происходит в мире.  Да и зачем, собственно?..

18056736_623253697872026_1009456672257848203_n

 

18118412_623255357871860_1303107358884210062_n

Все началось с бумаги. Точнее, с бумажной ленты, которая являла собой News line небезызвестной социальной сети FB и проходила сквозь всё пространство галереи, разделяя ее на две половины. Я не знаю, нова ли эта идея в арт-мире, но мне, честно говоря, все равно. Ибо меня затронуло другое – тема достаточно скользкая, я бы даже сказала, запретная – проблематика детского насилия, погружённая в атмосферу постиндастриала.

Прогресс, истина, смысл, порядок, справедливое общество становятся мифом, не оправдавшим ожиданий. Поиски смысла жизни, истины, Б-га преобразились в сплошную затянувшуюся рефлексию по утерянному Раю, который в свою очередь превратился в нескончаемую цепь разрушенных заводов, недостроенных высоток, вымаранных хренового качества граффити стен старых, полузаброшенных домов.

18058167_623256177871778_9220531827422449993_n

 

18119309_623254124538650_971925609764436758_n

Благодаря экспозиции  в Invogue мы можем причаститься к теме запретного, к тому, что не принято выставлять напоказ, – к детской жестокости. В мире информационных технологий (который мы с радостью воспринимаем) пипл схавает и не такие «прелести» современного Эдема.

В работах Юлии Беляевой юные «сталкеры» выходят за пределы привычной игровой площадки, осваивают другие территориальные пределы, где не существует мира взрослых злыдней с их привычными устоями, запретами и вечным «ты должен» при (давайте будем честны) абсолютном пофигизме к собственному выродку. Насилие над ребенком используется как способ единственого контроля, поведенческие шаблоны копируются со скоростью звука, и вот он – «прекрасный» результат всеобщего пофигизма, который мы можем наблюдать в работах Юлии Беляевой.

А над всем этим голубеет небо, как принцип потерянной чистоты и невинности.

18057693_623254711205258_8279196062525723023_n

В своём роде – эти дети (наши детки из клетки) – изгнанные из Рая. Мы сами выкинули их из своего удобного мира, впредь не спрашивайте «Господи, за что?!», получив по голове арматурой среди бела дня или очутившись на улице при живом сыне/дочери.

Если воспринимать экспозицию в целостном формате, это может быть некоей историей, своего рода комиксом в хорошем смысле этого слова. Что-то из серии графических новелл американского писателя и художника Фрэнка Миллера «Город грехов» (от англ. Basin City – Sin City). Впрочем, это тема для отдельного разговора.

Вечный вопрос, возникающий у любого вменяемого зрителя, – «что этим хотел сказать художник?» – в Одессе превращается в различные интерпретации в силу своего зачастую бедного разумения. В этот раз художник прямо ответил на конкретный вопрос.

Вообще, тема насилия, особенно детского, в нашем рафинированном обществе и в художественной среде в частности практически не обыграна, является по определённым причинам табуированной.

Признаться самим себе в том, что мы породили бездушное поколение – значит сотворить публичное харакири.

А на это мало кто способен.

18119037_623255564538506_7131839143766977116_n

INFO: Юлия Беляева – украинский художник. Живет и работает в Киеве.

Избранные проекты: Burn, Babylon, спецпроект GogolFEST (Киев, 2016), персональный проект «…The Last» Bereznitsky Aesthetics (Киве, 2015), Trust me if you cant, SABSAY gallery, (Копенгаген, 2015), проект «Революція гідності», Woodrow Wilson Center (Вашингтон, 2015), участие в ART-KYIV Contemporary IX. Мистецький арсенал (Киев, 2014).

18118595_623253777872018_366074780356847180_n

Текст:  Анна Литман

Фото:   Степан Алекян

Источник: https://zachem.com.ua/vystavka-save-us

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *