PIXELATED REALITIES: КАК СДЕЛАТЬ 3D-МОДЕЛЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА

Цифровая копия бюста Дюку де Ришелье. Источник фото — официальная страница на Facebook

Во время Ночи музеев некоторые экспонаты Музея личных коллекций им. Блещунова можно будет увидеть на поселках Котовского и Таирова. При этом ни один артефакт не покинет музейных стен.

Это станет возможным с помощью технологий фотосканирования, 3D-моделирования и дополненной реальности. Необычную акцию подготовили общественная организация Pixelated Realities и Музей личных коллекций им. Блещунова при поддержке проекта «Киевский диалог».

О том, как соединяются искусство и новые технологии, мы поговорили с Яной Бойцовой — соосновательницей Pixelated Realities.

23915746_1754342744870308_1742104765178816170_n

Трехмерные модели скульптур. Источник фото

О Pixelated Realities

Мы продвигаем цифровые методы сохранения культурного наследия. Сейчас мы создаем инструменты, с помощью которых люди и организации смогли бы самостоятельно создавать 3D-копии любых памятников культуры.

Эти инструменты максимально просты. Если ты умеешь фотографировать, значит можешь собрать материал для создания электронных версий произведений искусства. Главное — знать методологию.

14993572_1083962974984839_6575888406094781567_n

Яна Бойцова, соосновательница Pixelated Realities

Несколько раз мы проводили тренинги для всех желающих. И убедились: научить людей делать заготовки для 3D-моделей можно за 2 часа.

Мы работаем с культурным наследием. Сейчас для нас наиболее приоритетны исторические здания и архитектура. Но благодаря использованию игровых моделей, виртуальной и дополненной реальности, мы можем сохранять разные виды произведений искусства.

14358838_1591844717786779_4610019203446650125_n

Семинар по 3D-сканированию. Источник фото

О сотрудничестве с Музеем личных коллекций им. Блещунова

Мы познакомились с директором музея, Светланой Ивановной Остаповой, приблизительно год назад на проекте «Одесса глазами каждого». После Светлана Ивановна пригласила нас поучаствовать в Ночи Музеев. Мы скооперировались, получили грант «Киевского диалога» и теперь вместе готовим интересный эксперимент.  

31363259_1571803486200783_4144216512300843008_n

Процесс съемки экспонатов Музея личных коллекций им. Блещунова

Выставка-интервенция в спальных районах Одессы

Акция начнется днем. И не на территории Блещунова, а на поселках Котовского и Таирова. Там будет выездная выставка-интервенция художественных объектов. Для нас это бесценный опыт.

На двух локациях мы разместим кубы из переработанного пластика, которые изготавливает для нас Евгений Хлебников. Они будут играть роль «маркеров». Устанавливаешь приложение, наводишь на них камеру телефона и видишь экспонаты музея Блещунова в дополненной реальности. Конечно, мы оцифруем не всю экспозицию, а только лишь 5-6 предметов. Для тех, кто захочет посмотреть выставку целиком, в музей будут ходить бесплатные автобусы.

Приложения дополненной реальности

31306874_1571803739534091_9181218165500149760_n

Процесс съемки экспонатов Музея личных коллекций им. Блещунова

Для интерактивных выставок мы решили сделать приложение дополненной реальности. Звучит страшно и непонятно, но, в целом, это не очень сложно.

Для начала нужно понимать, как делаются приложения. Для них используются игровые двигатели. Любая игра, в которую вы когда-либо играли, собирается на какой-то платформе. Особенно 3D-игры. Мы используем бесплатный движок Unity. На нем можно разрабатывать профессиональные игры на смартфоны, ПК, виртуальные шлемы. Для  Unity необходимы 3D-модели и немного кода. Наша задача в этом проекте — обеспечить модели и креативную идею.

Dacha_Doksa_05

Трехмерная модель дачи Докса. Для ее создания использовали 8000 фотграфий. 3000 получены с помощью аэрофотосъемки после сноса здания. Источник фото

О том, как создаются 3D-модели

С помощью фотограметриии — метода фотосканирования. Объект фотографируется в несколько кругов с разной высоты и разных ракурсов. Должны быть дальние и близкие планы с наложением кадров. Суть в том, чтобы каждый кадр перекрывал другой на 40-60%. После все фото загружаются в программу. В зависимости от размера и сложности объекта должно быть от 100 до 1000 снимков. Она ищет на них одни и те же точки, снятые с разных ракурсов.

16683968_1645795492391701_5157920263452862523_n

Процесс создания 3D-модели. Источник фото

С помощью законов геометрии (триангуляции) программа понимает, какое фокусное расстояние было у фотоаппарата и как далеко находился объект. В конце мы получаем поверхность, состоящую из облака точек. Её можно преобразовать в 3D-модель.

31284988_1571803659534099_5692200576356450304_n

Процесс съемки экспонатов Музея личных коллекций им. Блещунова

При фотосканировании получается реалистичная текстура. Не нужно добиваться  правдоподобности искусственно, что-то дорисовывать. Благодаря этому даже не очень подробная модель может выглядеть, как настоящий предмет.

При создании приложений для мобильных нужно понимать, что смартфон «не потянет» подробную модель. Её нужно сильно сжимать. Фототекстура сохраняет иллюзию детализации за счет теней и углублений — и изображение получается правдоподобным.

16640585_1645795475725036_392921569331956169_n

Цифровая копия бюста Махатмы Ганди. Создана в рамках партнерства с музеем MOG – Museum of Goa  в проекте, посвященном 100-летию первой забастовки Махатмы Ганди. Источник фото

О том, как работает приложение дополненной реальности

Сама дополненная реальность работает так: телефон ищет некий объект или картинку, которая изначально была внесена в его память. В стандартной ситуации это qr-код (самый различимый для телефона вид маркера). Но маркером может быть что угодно: определенный ракурс здания, например. Как только телефон «видит» этот объект, он активирует контент.

11887963_1465787850392467_7684398942526419639_n

Secret Sikorsky Army Project. 3D-модель памятника создателю первого вертолета Игорю Сикорскому. Создан в рамках проекта Prof. Sikorsky & Time Mashine  во время летней школы «AACIMP». Источник фото

Сейчас мы вместе с Музеем личных коллекций им. Блещунова планируем использовать в качестве маркера 3D-объект в пространстве. Мы хотим, чтобы это был не какой-то простой предмет, а, например, памятник. И чтобы он мог служить «маркером» с любого ракурса. То есть ты подходишь к Дюку, наводишь на него телефон, он оживает и начинает с тобой взаимодействовать.

16938838_1651133215191262_3225613203239097937_n

Дюк всегда с нами — в приложении дополненной реальности. Источник фото

О возможностях, которые дает технология

Создание таких приложений направлено на продвижение цифровых технологий и самого культурного наследия. Их основная целевая аудитория — туристы. Уже сейчас маленькие города обращаются к нам для создания туристических приложений. Это может быть, например, анимированный туристический гид или интерактивный музей или выставка.

Беседовала Наталья Плахотнюк

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *