Станислав Скорик — искусствовед, арт-эксперт, глава отдела послевоенного и современного искусства аукционного дома «Золотое сечение». Мы поговорили со Станиславом о том, как правильно оценить художественное произведение, разных типах покупателей и том, что сейчас интересует украинских коллекционеров.
Станислав Скорик. Искусствовед, эксперт
— Как вы пришли в аукционное дело?
Мы с основателем аукционного дома Михаилом Василенко — однокурсники, дружим и работаем с тех пор, как поступили в Киевскую академию искусств на факультет искусствоведения. Поэтому аукционный дом «Золотое сечение» создавался фактически на моих глазах. Идея принадлежала Михаилу — он придумал стратегию как формировать коллекцию, собирать работы на аукцион и продвигать проект в целом. «Золотое сечение» основано в 2004 году — так что в аукционном деле я уже больше десяти лет. Когда в «Золотом сечении» появился отдел современного искусства, братья Василенко пригласили меня его возглавить. До этого я работал в нескольких киевских галереях современного искусства и у меня уже был достаточный опыт.
Аукцион в «Золотом сечении»
— Как происходит формирование коллекции аукциона? Каковы основные источники работ — наследники, художники, коллекционеры?
Формирование коллекции одного аукциона, как правило, длится около года. Параллельно мы занимаемся и другими выставочными проектами и частными продажами.
Например, некоторые произведения, которые будут представлены на нашем ноябрьском аукционе, нам предлагали еще в начале года. Мы просим владельцев предметов, которые нам интересны, подождать с их продажей до торгов или выкупаем их сами.
Источники работ самые разные — это может быть как сам автор произведения, так и его наследники и родственники, друзья, и те, кому художники дарили свои работы. Например, Николай Глущенко был очень щедрым человеком и поэтому его работы часто попадают к нам именно из его окружения.
Часть работ обязательно попадают к нам из-за рубежа — некоторые картины знаковых художников были вывезены в свое время за пределы Украины, а сейчас возвращаются. Потому что, как правило, украинские художники больше ценятся в родной стране, чем за границей.
Основная же часть работ поступает из тех целостных частных коллекций, которые формировались десятилетиями. Это уникальные произведения, к которым ограничен доступ. Их владельцам в свое время удалось заполучить редкие предметы и сохранить их до сегодняшнего дня. Такие произведения всегда привлекают к аукционам внимание коллекционеров и уходят обычно с торгами.
Тиберий Сильваши и Станислав Скорик
— Для эксперта очень важно правильно оценить произведение. Какие факторы нужно учитывать и как избежать ошибок?
На аукционы, как правило, попадают произведения уже состоявшихся профессиональных художников. Их работы демонстрировались на выставках в галереях, международных форумах и ярмарках. Если мы видим, что произведения того или иного автора пользуются спросом и пользуются спросом, мы выбираем и включаем в коллекцию аукциона его наиболее интересные работы.
Основываясь на сведениях о предыдущих продажах, мы определяем эстимейт — оценочную стоимость картины на рынке. Чтобы привлечь интерес покупателей, на аукционе работа должна стоить меньше, чем в галерее. Когда коллекционер видит, что произведение можно купить дешевле рыночной цены, у него есть мотивация вступать в торги. Если за работу торгуются несколько человек, она может подорожать в несколько раз.
Роман Жук. «Жовті банани». 2011. Работа из личной коллекции Станислава Скорика
— Как вы думаете, умение заметить «шедевры» — это исключительно следствие образования, опыта, или есть люди, которые обладают особенным чутьем и талантом к этому?
На мой взгляд, образование — в основе работы профессионального арт-дилера. Чутье приходит с опытом. Когда видишь большое количество работ, начинаешь понимать — где “проходные” работы, а где вещи действительно музейного уровня. Неопытный человек, который не обладает нужными знаниями, не сможет сформировать качественную коллекцию. Также необходимо быть в курсе актуальных тенденций рынка.
— Какие направления сейчас вызывают наибольший интерес коллекционеров?
В конце ноября у нас будет наш основной профильный аукцион по андеграундному и современному искусству. В последнее время эти два направления наиболее популярны.
Что касается классической советской живописи, то пик популярности и роста цен на нее наблюдался с 2000 по 2008 годы. После кризиса такого спроса уже нет. Возможно, это связано с уменьшением количества работ на рынке. Многие из них осели в частных коллекциях или были вывезены за границу.
Например, сейчас вновь набирают популярность украинские художники, чьи работы принято причислять к такому явлению как ecole de Paris. Это работы эмигрантов, которые родились в Украине, но в силу разных обстоятельств покинули страну. Они учились или продолжали свое обучение в художественных студиях и академиях Парижа, Вены, Мюнхена, Праги… Можно сказать, что сейчас мы активно изучаем искусство этого периода и в то же время хотим раскрыть для широкой аудитории это уникальное творчество начала ХХ века, свободное от влияния и гнета советской тоталитарной системы.
Александр Животков. 2015. Работа из личной коллекции Станислава Скорика
На территории Украины работ этих авторов совсем немного, большая же их часть находится за границей. Но в последнее время эти произведения возвращаются в Украину — их привозят коллекционеры или арт-дилеры. Таким образом, они понемногу появляются на рынке и у художников-эмигрантов появляется свой круг почитателей, организуются выставки, печатаются каталоги и выпускаются книги.
— Какие направления сейчас более популярны? Что интересно покупателю?
Можно отметить спрос на работы художников-шестидесятников. В тренде Алла Горская, Борис Плаксий, Григорий Гавриленко, Валентин Хрущ, Ференц Семан. Произведения художников-классиков топового уровня (Сергей Васильковский, Владимир Орловский) тоже пользуются популярностью, но здесь другой порядок цен. Коллекционеры предпочитают не приобретать такие дорогие предметы на аукционах, отдавая предпочтения частным продажам. Кроме того, на рынке осталось уже не так много хороших работ классиков.
Творчество шестидесятников начали активно исследовать многие искусствоведы — и, как следствие, коллекционеры заинтересовались их работами. Раньше большей популярностью пользовались работы художников Одесской школы, а сейчас можно заметить возрастающую популярность художников Киевской школы. Также популярна Львовская школа графики.
Валерия Трубина. Пальмы. 1994. Работа из личной коллекции Станислава Скорика
— Говорят, что покупатель работ изменился по сравнению с тем, каким он был пять, десять лет назад.
Это естественно, что покупатель меняется с колебаниями экономической ситуации в стране и мире. В 2000-х был большой спрос на предметы искусства и цены выросли. Тогда продавалось практически все, что появлялось на рынке. Люди совершали больше импульсивных покупок. Сейчас клиенты подходят к пополнению коллекции более осознанно — выбирая работу, стараются узнать о ней и ее авторе как можно больше, используют различные источники. Кроме того, теперь собирателям требуется гораздо больше времени для принятия решения. Раньше принимать решение о покупке нужно было сразу — коллекционер понимал, что если он отложит покупку, то понравившуюся работу обязательно продадут кому-то другому.
Во время кризиса многие эмигрировали. Кто-то закрыл свой бизнес и перестал собирать предмета искусства. Но появляются и новые коллекционеры — очень важно дать им информативную базу: проводить выставки, аукционы, презентовать книги. Сейчас выпускается много литературы, что дает возможность коллекционерам разобраться в предмете и понять, что их интересует.
Аукцион в «Золотом сечении»
— Отличается ли покупатель в зависимости от того, классика ли это, современное искусство, работы художников-шестидесятников или тиражная графика?
Классику покупают люди преимущественно старшего поколения. Хотя есть и исключения. А в основном, это врачи, ученые, банкиры и т.д.
Работы художников-шестидесятников и современное искусство пользуется спросом у другой категории покупателей – в этом сегменте коллекционеры преимущественно среднего возраста. Это, в основном, это топ-менеджеры, успешные айтишники, юристы, селебрити. Но есть и совсем “взрослые” коллекционеры современного искусства.
Такие собиратели подходят к формированию коллекции более избирательно, избегают случайных покупок. Они посещают выставки, читают книги, ищут в интернете о творчестве того или иного художника. И приходят на аукцион уже подготовленными, за работами конкретного автора или направления. А еще стремятся выбрать произведения, которые бы вписывались в интерьер — чтобы повесить их на стену в своем доме и наслаждаться.
Недавно мы открыли отдел тиражного искусства Editions. И заметили, что покупатели тиражной графики отличаются от коллекционеров, с которыми мы работали раньше. Это юристы, бизнесмены. Они интересуются работами художников, имена которых всегда на слуху: Пикассо, Дали, Лихтенштейна — в основном, это европейские авторы. Часто такие произведения покупают на подарок. На последнем аукционе цена на литографию Роя Лихтенштейна в два раза превысила стартовую стоимость во время торгов.
Что интересно, иностранцы, которые работают в Украине — сотрудники посольств, международных компаний, наоборот, интересуются украинским искусством. Таким образом нам удалось привлечь две новые категории покупателей.
Александр Ройтбурд. «Шабские вина». 2009. Из личной коллекции Станислава Скорика
— Насколько рынок оправился после кризиса? Находимся ли мы по прежнему в ситуации спада или рынок начинает понемногу стабилизироваться?
Все спады и подъемы на арт-рынке напрямую зависят от общей экономической ситуации в стране. Когда в экономике не все благоприятно, люди меньше покупают произведения искусства, потому что это не предмет первой необходимости. В стабильные периоды всегда начинается рост цен, появляется больше выставок и других проектов, выше активность на арт-рынке.
Я бы не назвал то, что сейчас происходит, кризисом. Это скорее ситуация нестабильности, касающаяся экономики страны в целом. Если говорить об арт-рынке, то ситуация стабилизировалась всего пару лет назад. Сделки проводятся регулярно, причем в разных ценовых сегментах, начиная от недорогих работ до двух тысяч долларов и заканчивая высоким сегментом, где стоимость каждой вещи превышает десять тысяч. На всех аукционах у нас продается больше половины лотов, постоянно есть заказы на работы определенных художников. После каждого из наших проектов, как правило, появляется новые клиенты, которые увлекаются коллекционированием и начинают время от времени у нас что-то покупать.
Мне кажется, самый сложный период уже позади. Рынок постепенно стабилизируется. Мы рекомендуем многим коллекционерам покупать именно сейчас — на рынке много хороших предложений еще по невысоким ценам. Через некоторое время эти работы купят и они осядут в частных коллекциях, а цены на них будут постепенно повышаться, так как знаковые работы будут в дефиците. Сейчас идеальное время для покупок, инвестирования и формирования коллекций.
Иван Марчук и Станислав Скорик
— Сейчас многое изменили технологии. Многие продажи происходят через интернет, появились специальные ресурсы для коллекционеров. Нужно ли галереям, аукционным домам как-то переформатировать свою деятельность, чтобы с ними конкурировать?
Конечно, нужно. Например, мы регулярно проводим онлайн-трансляции наших аукционов. Но многие коллекционеры любят смотреть на работы вживую — через приложение бывает сложно оценить их формат, колорит и другие нюансы. Иногда люди, которые покупают через интернет, разочаровываются, потому, что вживую работа производит совершенно другое впечатление. По фото в основном покупают работы в недорогом сегменте — когда человек может позволить себе рискнуть небольшой суммой.
— В последнее время популярен формат тихого аукциона.
Да, мы работаем в этом формате уже несколько лет. Такой аукцион длится неделю. Возле каждой работы мы вешаем табличку со стартовой ценой. Коллекционеры приходят на выставку, регистрируются и делают ставки. Когда человек видит, что за произведение уже торгуются два-три человека, это, как правило, стимулирует его вступить в борьбу. Поэтому некоторые собиратели стремятся не показывать свой интерес до самих торгов — чтобы не подталкивать других сделать ставку.
Давид Бурлюк. Кубофутуристическая композиция. Коллекция Станислава Скорика
Неделю мы собираем ставки. После чего, уже на живые торги приходят коллекционеры, которые участвовали в торгах за работу. Торги ведутся с последней ставки. Если никто из присутствующих ее не перебивает, то работа продается по этой цене. На сегодняшний день этот формат — наиболее эффективный.
— Случалось ли вам открывать новые имена? Или возвращать интерес к незаслуженно забытым художникам?
Недавно у нас прошла выставка Бориса Плаксия. Он относился к плеяде художников-шестидесятников, был близким другом Ивана Марчука, работал с Зарецким, Горской. Первая его выставка состоялась только в 1991 году — до этого ему не разрешали выставляться. И с тех пор у него было не так много выставок. К сожалению, до недавнего времени его знали только специалисты, но его творчество было мало известно широкому кругу ценителей искусства. Совсем недавно мы собрали коллекцию его работ, издали каталог и, благодаря нашей выставке, к нему вырос интерес среди коллекционеров.
Если говорить о современном искусстве, известный сейчас художник Михаил Деяк стал первым выставляться у нас. Мы с ним вместе учились в Академии, дружили. Я организовал его первую выставку, на которую мы пригласили многих коллекционеров. На этой выставке Деяк познакомился с галеристами Волошиными, и через некоторое время они начали сотрудничать. Многие коллекционеры увидели его работы на наших аукционах, заметили, что на них есть спрос, и тоже начали их покупать.
Ольга Петрова. Клоун з пташеням. Автопортрет. Коллекция Станислава Скорика
— Увлекаетесь ли вы собирательством? Если да, то что коллекционируете?
Работая в такой сфере, нельзя не увлечься собирательством. Мне импонирует современное искусство и искусство художников-шестидесятников. Работы именно этих направлений я по возможности стараюсь собирать и покупать.
В начале года мы провели выставку «Живописный заповедник. Золотой период» — я был ее куратором вместе с Тиберием Сильваши. Я стремлюсь к тому, чтобы в моей коллекции было по одной работе каждого из авторов этой группы.
Также горжусь тем, что в моей личной коллекции есть работы Давида Бурлюка, Александра Ройтбурда, Валерии Трубиной, Александра Животкова, Павла Маков, Романа Жука, Ольги Петровой.
Аукцион в «Золотом сечении»
— Если бы к вам пришел начинающий собиратель и попросил бы вашей помощи в формировании коллекции, на что бы вы ему посоветовали обратить внимание в первую очередь?
Для начала я бы предложил молодому коллекционеру разобраться, какой период он хочет собирать, а также каким бюджетом она располагает. В каждом направлении можно выделить нескольких художников, с которых можно начать формирование коллекции. Лучше всего начинать с невысокого сегмента и постепенно начинать покупать более редкие и ценные работы.
На начальном этапе важно не допускать ошибок и не купить работы, которые не соответствуют личному вкусу. Собиратель должен понимать, что ему нужно. Нередко так случается, что коллекционеры начинают покупать всего понемногу, а потом останавливаются на каком-то одном направлении. Тогда все остальное уже не вписывается в коллекцию и работы приходится продавать.
Все зависит от целей самого покупателя. Некоторые стремятся купить пять-десять работ для украшения интерьера и хотят, чтобы это были произведения художников с известными именами. А есть люди, которые начинают формировать коллекцию и потом не останавливаются.
Выставочный проект Александра Клименко «Супремы и радугемы». Источник фото
— Сейчас в аукционном доме проходит выставка Александра Клименко. Расскажите, пожалуйста о ней несколько слов.
Проект называется «Супремы, спектремы и радугемы». Автор предлагает собственные термины для названия того, что изображено на работах. Куратор выставки — Алексей Василенко.
Выставочный проект Александра Клименко «Супремы и радугемы». Источник фото
У Александра Клименко была мастерская на последнем этаже дома на Европейской площади. Когда была последняя революция, он выходил на балкон и наблюдал за событиями — как силовики строятся шеренгами, прямоугольниками, квадратами. Он видел эти фигуры в супрематической композиции — и начал их изображать в своем особенном уникальном стиле. Сейчас проекту несколько лет и мы отобрали для экспозиции работы, наиболее интересные по формату, размеру и сюжету.
Беседовала Анастасия Суворова