АЛЬБИНА ЯЛОЗА: «ВСЕ ДУМАЮЩИЕ ЛЮДИ МЫСЛЯТ НЕМНОГО НАПЕРЕД»

Альбина Ялоза
Альбина Ялоза


Альбина Ялоза — современная украинская художница. Недавно в Ya Gallery открылась выставка художницы Ave Evа. Мы поговорили с Альбиной об идее проекта, теме женщин в искусстве и отношении к политическим высказываниям в творчестве.

Альбина Ялоза, художница. Фото Юлии Бойцовой

— Расскажите о проекте, как родилась его идея?

Идея появилась спонтанно, примерно два года назад. Я болтала с другом в кафе, и подумала: а почему никто раньше не соединял этих двух женщин, Еву и Марию? В теологии их часто сравнивают, называя Марию новой Евой. Так же как и Христа новым Адамом. Я стала собирать о них материал — конечно, о Марии было много всего, а вот о Еве после изгнания из рая не было почти никакой информации. И примерно год назад я нашла несколько гравюр датированных ХVI веком, где изображены Ева и Мария вместе — я была абсолютно счастлива этому!

На основе материала, собранного о Марии, я искала подобные вехи в жизни Евы и сравнивала их. Все элементы досок — парные и вступают между собой в диалог. Здесь, я рассказываю две истории, у которых общая канва, но разный опыт.

Работы сделаны в традиционной технике линогравюры, но на нетипичном для неё носителе — бумаге, а на фанере. Я экспериментирую с гравюрой давно. Одни из первых моих работ были напечатаны на строительном целлофане — и показаны на «Чайной фабрике» на выставке «От таракана до стакана».

Открытие проекта Ave Evа

— Это не первый ваш проект на библейскую тему. Что вас в них привлекает?

Да, уже несколько лет я работаю с этой темой. Смотрю на неё с точки зрения человека, который находится не внутри, а снаружи системы. Разобраюсь и узнаю много нового. Особенно, меня интересуют знаки и символы которые меняются в зависимости от контекста.

Открытие проекта Ave Evа

— Расскажите, пожалуйста, про второй зал  — с садом и неоновой надписью.

Во втором зале инсталляция на тему райского сада. Кроме выражения «ave maria» там спрятана надпись «ave eva». Если зритель будет внимателен, он её найдет. За Марией можно увидеть Еву.

В тексте к экспозиции Борис Филоненко очень классно связал эту часть экспозиции с моей предыдущей серией работ «Потерянный рай» 2011 года.

Многим понравился этот зал, кто-то назвал его атмосферным, кто-то медитативным, кто-то — волшебным сном.    

—  В тексте к выставке говорится, что проект раскрывает универсальную историю женщин.

Две работы называются «Справи Єви» и «Справи Марії». Их судьбы близки — обе рожали и воспитывали детей, занимались домашним хозяйством. А чем сейчас отличается судьба женщин от того, что было в прошлом, и как далеко мы ушли за прошедшие тысячелетия?

— В последнее время тема женщин в искусстве — очень популярна, ей было посвящено немало проектов. Насколько эта тема вам близка?

Художников и художниц всегда занимала эта тема, но, скорее, была не так востребована. Сейчас вышла на первый план — возможно, это связано с переосмыслением роли женщины в украинском обществе.

Я начала эту серию не потому, что тема сейчас актуальна. Просто, перед эти говорила о Христе, он мужчина — а теперь пришла очередь поговорить о женщине. В данном случае их две.

— Готовя выставку вы работали с куратором. Как вы считаете, нужен ли художнику куратор?

Я работала с двумя кураторами — Павлом Гудимовым и Борисом Филоненко. Это второй проект, который мы делаем вместе — мне с ними очень комфортно работать.

Лучше говорить только за себя, мне обязательно нужен куратор — диалог с ним приводит к неожиданным решениям.

Для меня, куратор это не просто человек, который организует  выставку, это человек, который работает над проектом вместе с автором. Иногда, он относится к той или иной идее критично — и это нормально. Главное, чтобы художник и куратор были «на одной волне» — тогда все получится.

—  Как вы считаете, должен ли художник уметь продвигать свое творчество?

Замечательно, если художник умеет себя продвигать и продавать свои работы. Это не мой случай. Когда художник занимается своим делом, куратор своим, дилер своим — это нормальное положение вещей.

— Часто говорят, что все перспективы — за рубежом, и нужно пытаться продвигать свое творчество в Европе и Америке.

Иногда, мне предлагают участвовать в зарубежных выставках — тогда я советуюсь с Пашей и мы принимаем совместное решение.

Сейчас несколько моих работ представлены на выставке «Графика.  ХХ-ХI век» в Чикаго. Круто, когда украинских художников показывают в разных странах, и когда к нам привозят других авторов.

Не знаю, насколько возможно что-то продавать за рубежом. Мы находимся в разных контекстах. Неизвестно, интересно ли им то, что мы делаем — даже если речь идет об общих темах.

Открытие проекта Ave Evа

— Вы жили в Харькове, потом переехали в Одессу, теперь живете в Киеве. Если ли какая-то разница в  атмосфере, художественной среде — где-то легче работается, а где-то сложнее.

В Киеве я живу около двух лет и только сейчас у меня появилась мастерская.

Наверное, город влияет на художника — некоторым переезд дает новый  импульс. Например, когда переехала в Одессу, моя палитра кардинально изменилась.

За это время, что живу в Киеве я показала два проекта. Но оба были придуманы еще в Одессе, хотя работала над ними уже здесь.

У меня не было отдельного помещения для работы здесь, возможно, поэтому уменьшился размер. Но и темы, над которыми я работала, не требовали большего формата.

— Насколько для вас важна обратная связь со зрителем, другими художниками?

С одной стороны важна, с другой — абсолютно не важна. Когда я работаю над темой, мне не важно, актуальна ли она сейчас, кто что о ней говорит. Но, когда все готово, анализирую, что удалось, а что нет — мне интересно услышать мнение других. Выставки делаются для того, чтоб показать их зрителю и получить обратную связь. Потому что если про выставку никто не написал, можно сказать, что её не было.

— Есть ли у вас какой-то внутренний отбор — эти работы можно показать, а эти — останутся в мастерской?

Когда работа готова, я ее подписываю, и она рано или поздно покидает мастерскую — попадает на выставку или частную коллекцию. Если я не подпишу работу — то никто и не узнает, что я ее автор.

Открытие проекта Ave Evа

— Часто случается, что-то, что изображают художники, потом сбывается. А у вас такое было?

Художников часто записывают в пророки и это смешно. Люди других профессий, скажем,  экономисты, политологи или писатели, тогда тоже предсказатели. Читаешь их сочинения, в которых они предвещают определенные события — и видишь, что иногда так и происходит.

— Есть такая точка, что осознание человеком конечности своего существования является движущей силой для искусства, людям хочется что-то создать, что сохранится после его смерти.

Наверное, так и есть. Но любой разумный человек может этим руководствоваться. Неправильно говорить, что это движущая сила только для художников — многие люди следуют этой логике. Отчасти, поэтому рожают детей — это их творческий продукт — ведь они воспитывают своего ребенка и тому подобное.

— Мы живем в кризис, многое стремительно меняется. Вы ощущаете изменения в художественной среде?

Не могу сказать, что я замечаю кардинальные изменения. Я живу здесь — сама в этом «варюсь». Возможно, если бы прожила за рубежом хотя бы год, могла бы со стороны увидеть больше.

— Очень часто высказывания многих современных художников становятся политическими, резкими и прямыми. Как вы относитесь к такому искусству?  

Каждому свое. Существует искусство плаката, где это вполне уместно.

— Бывает, что художник следует определенной политической повестке или же своим внутренним желаниям говорит на достаточно острые темы. Есть ли у него в таком случае ответственность — перед зрителем, обществом, возможно, самим собой.

Не могу говорить за других, по моему мнению, художник не должен быть рупором. Для меня ненормально, если искусство конкурирует с телевизионными или газетными новостями. Но оно может помочь посмотреть на проблему с другой стороны.

Моя позиция как художника менее радикальная. Я сосредоточена на других темах. И говорю о них со зрителем с помощью материалов, которые, на мой взгляд, расскажут об этом наиболее репрезентативно.

Фото работ предоставлены автором.

Фото с открытия проекта Ave Evа предоставлены Ya Gallery. Фотограф Владимир Денисенков

Беседовала Анастасия Суворова

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *