ЕВГЕНИЙ СИВОПЛЯСОВ: «ВСЕ, ЧТО НАС ОКРУЖАЕТ, ИЗДАЕТ ВИБРАЦИИ»

Евгений Сивоплясов
Евгений Сивоплясов

Евгений Сивоплясов — одесский художник. Евгений рассказал Худкомбинату о беспредметности в своих произведениях, работе спасателем и том, как музыка вдохновила его на творчество.

Родился 30 июля 1947 года в Одессе. С 1958 по 1961 год занимался в скульптурной студии при Воронцовском дворце (тогдашний Дворец пионеров). С 1970 по 1973 г. учился художественной обработке металла в Школе искусств. В 1971 г.  окончил курсы шрифтовиков. В 1971 – 1989 гг. работал художником-оформителем. Член творческого объединения «Золотые мастера Одессы».

Евгений Сивоплясов, художник

Однажды, когда мне было пять лет, мама дала мне краски и пластилин — так я начал лепить и рисовать. Через некоторое время я пошел в художественную студию при Воронцовском дворце. Ее вел Николай Васильевич Блажков, тот самый, который создал памятник Людвигу Заменгофу (Дерибасовская, 2).  Эти занятия стали для меня серьезной школой, всего я проучился три года.

Блажков обучал нас рисунку и показывал, как воплотить свои идеи в пластике. Мы научились чувствовать объем — и впоследствии это не раз мне пригодилось.

Во время службы в армии я был художником-оформителем. А по возвращении отправился работать в рекламу. В основном мы чеканили барельефы и расписывали окна для оформления санаториев,  ресторанов и т.п..

Евгений Сивоплясов

О том, как нашел свой стиль

Как-то мне принесли диск польского композитора Чеслава Немена. Я включил проигрыватель — и был поражен. Перед моими глазами возникло изображение, которое я должен был нарисовать. Я взял акварель и начал писать живописные космические работы. Это случилось примерно в 1972-73 году, когда я еще работал в рекламе.  Тогда я мало кому показывал свои работы — да и сейчас показываю далеко не все.

В советское время большинство художников были реалистами и не понимали то, что я делаю. Хотя был случай, когда я показал свою работу художнику, который уже несколько месяцев ничего не мог написать.  Увидев ее, он сразу отправился в мастерскую.

Евгений Сивоплясов

О рабочем процессе

Любую работу сначала нужно найти графически. Тем, у кого плохо с графикой — не стоит заниматься живописью, все равно ничего не получится. Хороший график сможет перевести все в другую технику.

Я рисую на фотобумаге. Я начал ее использовать спонтанно. Она не размокает от воды и хорошо держит краску.

Евгений Сивоплясов

О психографике

Все, что нас окружает, издает вибрации. Рисунок создает мозг, рука, держащая кисть или карандаш — всего лишь пантограф.

Включаешь музыку, ощущаешь вибрацию звука, входишь в своеобразный транс. У меня в голове есть еще много идей — но не хватает мастерства, чтобы их передать. А потом либо краска быстро сохнет, либо случайно делаешь не то движение. Сейчас я работаю под самую разную музыку — и электронную, и классическую (особенно Шнитке), и даже слушаю церковные хоры.

Евгений Сивоплясов

Когда я рисую, я впадаю в медитативное состояние. В этом состоянии я — больше не я, и сам не знаю, какой получится работа. Я не просто что-то переношу на бумагу — я путешествую в своих работах. Когда заканчиваю — иногда бывает сложно выйти из этого состояния.

Когда я начал писать, я понял, что мне нельзя употреблять спиртное — иначе это скажется на работах. В состоянии измененного сознания ничего хорошего создать нельзя. То, что не заслуживает внимания, будет казаться гениальным — я знаю некоторых таких художников.

Евгений Сивоплясов

Мы до сих пор не знаем, на что способен наш мозг.  Существует множество всего, во что вы не верите или не хотите знать. Я верю, что при помощи искусства можно лечить и считаю, что мои работы могут помочь людям.

С одной работой произошел очень интересный случай — на обратной стороне отпечаталась маленькая детская ручка. Я перебирал работы для отправки на выставку в Германию и случайно это обнаружил. Специалисты говорили — невозможно, чтобы на глянцевой фотобумаге с другой стороны отпечаталась краска.

Евгений Сивоплясов

О беспредметности в своих работах

Мои работы скопировать невозможно — поэтому я не боюсь подделок. На их нет определенных форм — я не рисую реальные предметы.  Конечно, бывает что люди видят в моих картинах что-то похожее на то, что они видели раньше — мозг сам моделирует знакомые формы, стоит ему только дать импульс.  Когда ты смотришь на изображение, глаз ловит световой пучок и передает сигнал в мозг. И тот сам моделирует нужную картинку — поэтому, то что изображено на моих работах может напоминать те или иные предметы.

Миром правят символы и знаки. Неинтересно, когда на картине можно все сразу увидеть. Нужно, чтобы ее можно было разглядывать и обдумывать. Мне нравятся художники, которые не рисуют с натуры. Все, что нас окружает, можно сфотографировать. Лучше рисовать то, чего нет.

Евгений Сивоплясов

Из художников я очень уважаю Юру Коваленко — он всегда писал не с натуры, а из головы. Ему нравились мои работы, а мне его. У него прекрасная живопись, все эти украинские домики, он их очень здорово делал. Но я никогда бы не стал такое изображать, а Юра — рисовать то, что делаю я. В этом весь смысл: каждому дано свое.

Евгений Сивоплясов

О работе спасателем

Однажды мне отказались заплатить за сделанную работу из-за того, что в то время по правилам художник должен был зарабатывать не больше определенной суммы в месяц. И я написал заявление об уходе. Вышел из мастерской — весь в краске и растворителе. А вокруг — лето, солнце. И я подумал: зачем мне это все нужно? Лучше пока отдохну.

Поехал кефаль пострелять — встретил приятеля. И он предложил работать спасателем. Я сначала удивился. А потом услышал, что спасателям полагается домик на берегу моря, три лодки, катер. И работать можно было через день.

Так я стал летом работать спасателем (и делать на работе некоторые заказы), а зимой — художником. Так я продолжалось более десяти лет. Я уже не считал, скольких мы людей спасли. Однажды мы час откачивали человека, думали, что уже не спасем. А он очнулся — и спросил «а, собственно, почему вы здесь все собрались?».

Евгений Сивоплясов

О музыке, которую написали по его картинам

Мы создали совместный проект вместе с композитором Костей Пинчковским. У нас был общий знакомый — музыкант. Я показал ему свои картинки — и он предложил меня познакомить с таким же сумасшедшим, как и я.

Костя увидел мои работы — и предложил сотрудничать: подобрать к картинкам музыкальный ряд. Мы отобрали работы, он записал музыку в студии телеканала, на котором тогда работал — мне кажется, диск получился интересным.

Евгений Сивоплясов, художник

О зрителе

Иногда бывает неприятно, когда зрители не понимают мои работы. Но я не стремлюсь понравиться каждому. Интересно, что то, что я делаю, нравится абсолютно всем детям. А вот люди постарше часто не воспринимают мои работы.

Эти работы нужны, для того, чтобы люди проснулись. Потому что большинство из них спит, даже не осознавая этого. Наши мозги заняты ненужными, бессмысленными вещами — и из-за этого нам зачастую не хватает времени на то, что действительно важно. В том же интернете много всего полезного и интересного, но еще больше ерунды. Важно отойти от политики, которой в последнее время забиты головы у людей.

На то, что я делаю, не влияет время, в котором я живу. Мне одинаково работалось что при Союзе, что сейчас. Хотя как-то меня упрекнули в том, что у меня «несоветские» работы.

Евгений Сивоплясов

О самокритике

Мне нравятся некоторые мои работы. Но я их убираю подальше и долго к ним не возвращаюсь. А потом, когда достаю, уже не помню, как они выглядели.

Интересно разглядывать свои картины как бы со стороны. Еще Николай Васильевич Блажков мне советовал: чтобы заметить, как продвигаешься в творчестве, никогда не нужно выбрасывать старые произведения. Не видишь работу месяц — она уже воспринимается совсем по-другому. Когда сейчас я перебираю произведения, созданные несколько лет назад, некоторые из них кажутся мне неудачными.

Если работа мне не нравится, включаю другую музыку, переписываю, пока не получаю то, чего мне хочется.

Не знаю, как можно писать на заказ. Как-то у меня заказали натюрморт в бар, я сделал, но это — не мое. Меня интересует фантастика, новые необычные формы, мне нравится делать что-то сложное.

Все начинается после того, как заканчиваться. Мы и представить не можем, что нас ждет впереди.

Беседовала Анастасия Суворова

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *